После публикации статьи "Полный гайд для маркетологов" еще больше убедился, что для многих маркетинг является синонимом обмана и развода. Учитывая, что последние 9 лет жизни я отдал маркетингу: открыл интернет-агентство и свято верил в то, что маркетинг развивает человечество, - дай, думаю, напишу статью-взгляд с описанием светлых и темных сторон этого социального явления.
В тексте постараюсь максимально избегать экономической теории, чтобы читатель не уснул уже на третьем абзаце.
Смотря на википедию, мы видим довольно сложное для обывателя определение маркетинга. Ма́рке́тинг - организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. Чуть ближе к людям является классическое котлеровское - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Сам бы я сформулировал приземленнее:
Маркетинг - это вся деятельность, ориентированная на получение прибыли организации.
Т.е. задача маркетолога - лезть везде и всюду в компании, чтобы та чувствовала себя бодрее.
На этом этапе уже многие скажут: "ох уж эти втюхиватели и впариватели товаров". И тут давайте рассмотрим простой пример. Представьте, что вы матерый фрезеровщик 6-го разряда, относящийся с легким презрением ко всем этим офисным крысам, просиживающим штаны в тепле, вместо того, чтобы сделать, что-то полезное. Вы делаете запчасти и уж точно молодец, но от того, что ваши запчасти заполняют склады, зарплата у вас не появится. Для того, чтобы не впустую вырабатывать электричество и ресурсы, эти запчасти нужно продать.
Конечно, можно броситься в плановую экономику, но примеров провальности такого формата работы история знала предостаточно.
Если рассматривать глобальный маркетинг, думаю, не стоит объяснять, что успешность большинства стран тесно связана с экспортом. Ярким примером может выступить часто обсуждаемое Сингапурское экономическое чудо. Само собой, благоприятную атмосферу задала беспощадная борьба с коррупцией и мультикультурализм, но ВВП на душу населения сами по себе эти факторы не поднимают. Только благодаря маркетингу, правильной помощи как своему, так и иностранному бизнесу, работе над лучшими на планете условиями для инвесторов, Сингапур за 7 лет превратился в процветающую страну.
Итак, вернемся к нашему фрезеровщику. Мы уже понимаем, что для выплаты зарплаты специалисту необходимо продать товар, который он сделал. Более того, если мы хотим платить пенсии и пособия, нам необходимо еще и работать на экспорт, ведь замкнувшись в границах, неизбежно товар будет заполнять склады, а не работать на экономику.
И вы не поверите, но я тоже считаю, что лучше бы человечество занималось вопросом экологии, болезней, бессмертия, чем вкладывать миллиарды долларов в дизайн нового iPhone или запуск теслы в космос. Но люди не рациональные роботы, а живые двуногие, которым природа подарила сознание, жажду социализации и тягу к прекрасному. Ведь искусство - это не только высокоморальные книги и картины. Это в том числе и развлекательный контент. И для удовлетворения этих самых потребностей и необходим маркетинг. Если бы людям были не нужны новые версии гаджетов, одежды, часов и т.д., никто бы их не производил. Рынок - это зеркало потребностей человечества.
Когда миру было необходимо разнообразие товаров, Китай дал это разнообразие с низким качеством. Когда же люди захотели качественного разнообразия - Китай дал качество. И именно маркетологи поняли, что людям нужно качество, и именно маркетинг выстраивает рельсы для развития страны.
Соответственно, учитывая огромное население планеты и огромное количество производств, все выше вероятность, что хороший продукт отдельно взятой организации могут просто не заметить. И тут первичной задачей маркетинга является донести целевой аудитории, что этот хороший продукт вообще существует. Чтобы рассказать о том, что товар или услуга хорошая, ее необходимо красиво преподнести. Ведь мы помним тягу людей к качественному и красивому. Не заставить, не обмануть, а именно оповестить и адекватно расписать свойства продукта.
Первичная задача маркетинга - донести до целевой аудитории, что хороший продукт вообще существует.
Конечно, существует и темная сторона маркетинга. Некоторые компании и специалисты обманывают и разводят своих клиентов. Но аферисты и нечистые на руку люди бывают в самых разных сферах. Строители могут таскать материалы домой, врачи могут назначить не те лекарства, рыбаки заниматься браконьерством.
Иногда маркетинг ориентирован на потопление чужого бизнеса. Не раз ко мне обращались клиенты с просьбой загнать чужой сайт под фильтр в поисковых системах. Тут выбор каждого, какую сторону выбрать: светлую или темную. Сам я всегда от таких предложений отказывался. Дело даже не в том, что это плохо, а в том, что на место одного конкурента придут десять других, в этом и прелесть рынка. Намного более верным ходом будет работа по улучшению своего проекта, продукта или услуги.
Существуют и пограничные стадии. Например, когда рекламная картинка с бургером выглядит явно красивее, чем в реальности. Но давайте посмотрим правде в лицо: большинство покупает еду потому что она вкусная. И если приобретенный вами продукт не соответствует вашим вкусовым или эстетическим потребностям, то всегда можно сменить заведение. Если бы люди на самом деле хотели видеть скучные, серые фотографии с бургерами после транспортировки, то рынок дал бы такие рекламные материалы. Рыночные законы подобны физическим - их нельзя обмануть.
Конечно это не относится к случаям с браком. Но люди не идеальны, даже фрезеровщики 6-го разряда.
Этим текстом я хотел донести мысль, что профессия "маркетолог" так же важна и полезна обществу, как и все остальные. И если вы хотите стать на путь маркетинга или уже являетесь специалистом в этой сфере, можете вступить в мой телеграм чат - https://t.me/chat_mustexpert. Там мы делимся опытом, знаниями, советами и просто общаемся на разные темы. А можете и не вступать)
Как говорится, "Маркетологи всех стран, объединяйтесь!"
В данной книге собраны самая актуальная на данный момент информация о продвижении сайтов в поисковых системах, а также полезные советы для предпринимателей или интернет-маркетологов.
получить книгу